Словари

Административное право. Словарь-справочник
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Виды административно-правовых норм

   Многообразие административно-правовых норм позволяет классифицировать их по целому ряду оснований. По юридической силе административно-правовые нормы подразделяются на законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, нормативных актах законодательных (представительных) органов местного самоуправления; подзаконные, содержащиеся в актах Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ, глав местных администраций; отраслевые (или ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах; локальные, содержащиеся в нормативных актах организаций. По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений; охранительные, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений. По предмету регулирования нормы подразделяются на материальные, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.; процессуальные, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей. По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы можно разделить на обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия; запрещающие, которые содержат запрет на совершение тех или иных действий; уполномочивающие, в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению; стимулирующие (поощрительные), которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений. По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (категорические), подлежащие обязательному, безусловному исполнению; рекомендательные, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений. По пределу действия (кругу лиц) нормы можно разделить на общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений; внутриаппаратные, адресованные государственным и муниципальным служащим. По территории действия административно-правовые нормы делятся на общефедеральные, действующие на всей территории России; нормы субъекта Федерации, действующие на территории одного субъекта Российской Федерации; местные, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования; межтерриториальные, действующие в нескольких территориальных образованиях. По объему регулирования административно-правовые нормы можно разделить на общие, регулирующие вопросы организации и деятельности во всех отраслях экономики, социально-культурной и административно-политической сферах; межотраслевые, регулирующие вопросы организации и деятельности нескольких отраслей; отраслевые (ведомственные), регулирующие организацию и деятельность одной отрасли; локальные, установленные для конкретной организации, предприятия, учреждения. По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия; постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока; чрезвычайные, рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных обстоятельств (например, введения особых условий управления).