Словари

Административное право. Словарь-справочник
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Чрезвычайное положение

   особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий определенные ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. В настоящее время режим чрезвычайного положения регулируется Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. Согласно этому закону чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Такими обстоятельствами являются: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Чрезвычайное положение, целью введения которого является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи, является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя. В соответствии со статьей 88 Конституции РФ чрезвычайное положение на территории страны или в отдельных ее местностях вводит Президент Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть указаны: обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; перечень чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и сроков их действия; государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; время вступления Указа в силу. На территории, где введено чрезвычайное положение, возможны особые формы управления. Так, для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти соответствующей территории там могут образовываться специальные временные органы, которым допустима полная или частичная передача исполнительных полномочий органов государственной власти данной территории. В случае недостаточности этих мер органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РФ либо назначенному им органу. Для обеспечения в условиях чрезвычайного положения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение. В случаях необходимости Президент РФ обеспечивает привлечение дополнительных сил и средств органов МВД, принимает решение об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Исполнительные органы власти и временные органы, осуществляющие управление в этих условиях, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Так, например, возможны: усиление охраны объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций; изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ; отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц. На территориях, где введено чрезвычайное положение, выборы органов государственной власти и местного самоуправления не проводятся в течение всего периода чрезвычайного положения.