Словари

Административное право. Словарь-справочник
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Государственное управление

   особый вид социального управления. На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государственного управления, в которых задействованы такие автономные управленческие структуры, как законодательная и исполнительная власть разных уровней, суды, банковская система, прокуратура и др. Опыт свидетельствует также, что эффективно управлять государством невозможно без включения в процесс управления органов местного самоуправления, которые в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации формально не входят в систему органов государственной власти. Все перечисленные органы - субъекты государственного управления в широком смысле этого слова. Каждому из них присущи самостоятельные, нередко свойственные только ему, специфические методы осуществления управленческой деятельности. Такой подход к государственному управлению принципиально отличается от концепции, существовавшей до принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации. Ранее государственное управление понималось в узком смысле этого слова, лишь как деятельность исполнительного аппарата органов государственной власти. Только исполнительные органы (правительства, министерства, ведомства, исполнительные комитеты советов), которые образовывались и контролировались органами государственной власти (советами депутатов трудящихся всех уровней), признавались органами государственного управления. Конституция Российской Федерации, отказавшись от термина "органы государственного управления", фактически отошла от узкого понимания управления как атрибута исключительно исполнительных органов. В соответствии с современными представлениями государственное управление понимается в широком смысле этого слова как совокупная деятельность всех ветвей власти, других государственных структур. Однако реализация методов государственного управления занимает разный объем в работе органов законодательной, исполнительной власти, суда, прокуратуры, банков. Связано это прежде всего с тем, что управление включает в себя не только принятие управленческого решения, но и осуществление непосредственного управленческого воздействия на объект управления, т.е. исполнение принятого решения. Законодательные органы занимаются в основном принятием управленческих решений в виде издания законов и других законодательных актов, в определенной степени - контролем за их исполнением. Деятельность по исполнению принятых решений составляет незначительный объем в работе органов законодательной власти. Аналогична ситуация в работе органов судебной власти и прокуратуры. Органы же исполнительной власти помимо принятия управленческих решений в виде издания большого количества административно-правовых актов осуществляют огромный объем полномочий, связанных с оказанием непосредственного управленческого воздействия на объекты управления, обеспечением выполнения установленных правил, претворением в жизнь требований законодательных и иных актов. Государственное управление требует постоянного и непосредственного руководства управляемой системой. Это означает, что субъекты государственного управления должны ежедневно, а в ряде случаев просто в оперативном порядке, оказывать управленческое воздействие на огромное количество хозяйствующих, административно-политических, социально-культурных и иных объектов управления. Осуществление подобных полномочий, занимающих подавляющий объем во всей государственно-управленческой деятельности, под силу лишь исполнительным органам, что обусловлено их природой и системой организационного построения. В этой связи, несмотря на фактический отход после принятия Конституции Российской Федерации от узкого понимания государственного управления как деятельности исключительно исполнительных органов и отказ от самого понятия "органы государственного управления", в юридической литературе, науке и практике государственного управления оно, как правило, традиционно понимается по-старому и рассматривается как прерогатива органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Само же осуществление исполнительных и распорядительных полномочий продолжает считаться фактически синонимом государственного управления.